Он обогатил поэзию тонким лиризмом, придав ей интенсивную музыкальную выразительность. Благодаря ему была сохранена традиция французской лирической поэзии, продолженная в XX в. крупнейшими поэтами Франции – Г. Аполлинером и П. Элюаром. «Интимнейший из поэтов, без лукавства раскрывавший в своих песнях все самое прекрасное и горькое в своей душе», по словам В. Я. Брюсова, Верлен был человечнее других французских символистов. В книге стихов «Песнь чистой любви» Верлен приблизил лексику и синтаксис поэтической речи к простой беседе. Творчество Верлена оказало большое влияние на русских символистов старшего поколения. Однако мировую известность принесли ему не только стихи, но и его образ жизни, полный неистовых страстей и драматических историй.
В любой ракушке в стенах грота,
Где мы любовь свою таим,
Найдешь особенное что-то:В любой ракушке в стенах грота,
Где мы любовь свою таим,
Найдешь особенное что-то:В той — пурпур наших душ, каким
И кровь пылает в те мгновенья,
Когда с тобою мы горим;В другой — та бледность и томленье,
Когда ты сердишься слегка
На смех мой после упоенья;В той — нежность твоего ушка;
Затылок сочный твой вон с тою
Схож, с розовой, без завитка.Но я весьма смущен одною.
Удары судьбы он встречал с твердостью, и это достойно уважения. Верлен никогда не изменял себе, защищая свои взгляды с чрезмерным подчас пылом… Он доказал это отказавшись подчиняться запросам общества, которое за его уступчивость одарило бы его и без того заслуженными деньгами и почестями: знаками отличия, высокими постами, доходным местечком, академическим креслом. Но он этого не захотел.
Не захотел потому, что цена была слишком высока. Он предпочёл одиночество и нищету. Вот что значило для него вести себя достойно.